Шестнадцать лет назад, в целях экономии средств на содержание зданий и зарплату учителям, в нашей стране начали закрываться малочисленные сельские образовательные учреждения. Тверскую область и, в частности, Максатихинский район, тоже не миновала пресловутая «оптимизация». Школ на селе, которым удалось продолжить свое существование, можно пересчитать по пальцам. Одна из них — Буденовская основная. С ее руководителем В.А. Кудрявцевой мы беседуем сегодня о том, чем живет в этой глубинке малокомплектная школа, какую роль она играет в судьбе селян.
— В Буденовской школе я работаю 25-й год. В моем становлении, как учителя немецкого языка, коим я начинала свою педагогическую деятельность, большую роль сыграли директор школы Г.Н. Клюйкова, а также моя коллега А.А. Веселова. За что я им очень благодарна.
— Буденовская школа раньше, помнится, была средней. Какое количество ребят в ней обучалось?
— Раньше в этой школе было 10 классов, в каждом из которых обучались не меньше 10 человек. То есть около 100 человек. Сейчас в ней учатся в общей сложности 10 учеников начальных классов и старших — с 5-го по 8-й. В каждом классе обучаются по 1-2 ученика. В деревне есть порядка 10 детей дошкольного возраста, которые, надеемся, чуть позже придут к нам учиться.
— В чем плюсы и минусы преподавания в таких малочисленных классах?
— Плюсы состоят в том, что каждому ребенку мы способны уделить много внимания, проводить занятия в более комфортной, спокойной обстановке. А главный минус заключается в том, что наши дети мало общаются друг с другом. Поэтому мы в своей воспитательной деятельности практикуем проведение различных общешкольных мероприятий с охватом всех учащихся школы. Дети весьма охотно участвуют и в мероприятиях районного уровня, занимая призовые места, как, например, в районном конкурсе по декоративно-прикладному творчеству «Мир увлеченных». А в нынешнем году ученица 7 класса Вика Ивахина заняла второе место в районном конкурсе чтецов «Живая классика». И в этом большая заслуга нашего учителя русского языка и литературы Н.Н. Степановой.
— Сколько педагогов трудится в школе?
— В школе трудятся шесть педагогов в возрасте от 45 до 58 лет: пять женщин и один мужчина, который преподает историю и физическую культуру, Н.Н. Ручкин. Его уроков особенно ждет детвора. А вообще коллектив у нас очень дружный, творческий, любящий учеников как своих собственных детей. Тесную связь наша школа поддерживает с сельской библиотекой, в которой трудится замечательный библиотекарь З.П. Лебедева, прекрасный организатор и просто добрый, душевный человек. Говоря о мероприятиях, нельзя не сказать о помощи, которую ежегодно и безвозмездно оказывает нам местный фермер В.А. Храбров, будь то в организации праздников или приобретении подарков и призов. Спасибо ему большое!
— Сельские жители всегда отличались огромным трудолюбием, к чему сызмальства приучают и своих детей…
— Да, ученики — наши первые помощники во всех делах и начинаниях. Каждое лето мы трудоустраиваем их через центр занятости в нашу школу, где они помогают благоустраивать территорию школы, проводить ремонтные работы.
Кстати, у нас есть свой приусадебный участок, где мы выращиваем овощи для школьной столовой. Это является большим подспорьем в организации для наших детей полноценного трехразового питания.
— Деревенские жители говорят: «Пока жива школа — будет жить и село!» Вы с ними согласны?
— Разумеется. Ведь испокон века на селе были два духовных центра: церковь и школа. От многих храмов сегодня остались одни воспоминания, да и деревенские школы оказались близки к этому. Отрадно то, что нынешний губернатор региона И.М. Руденя нацелен на их сохранение и полноценное функционирование. Современное оборудование, интерактивные доски, компьютерные классы позволяют сельским детям идти в ногу со временем, не чувствовать себя ни в чем ущербными и обделенными. После школы они, как правило, продолжают учиться, в подавляющем большинстве своем подтверждая свои оценки, что не может нас, учителей, не радовать. Ведь их успехи и достижения — это общий успех труда всего нашего педагогического коллектива.
Беседовала О. Цветкова, заместитель главного редактора газеты «Вести Максатихи».